В спектакле представлены размышления на тему экзерсиса современного и классического танца, созвучные стихотворению В. Набокова, и пластические высказывания артистов театра.,
«Хорошо темперированный клавир
или прелюдии и фуги по всем тонам и полутонам…
Для пользы и употребления стремящейся к учению
музыкальной молодежи,
равно как и для особого времяпрепровождения тех,
кто в таковом учении уже преуспел,
сочинено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом,
ныне великокняжеским капельмейстером и
руководителем камерной музыки. В 1722 году.»
И.С.Бах.
ХТК, который Бетховен называл «музыкальной библией», а Шуман требовал от своих учеников: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха! «ХТК» должен стать твоим хлебом насущным», – это набор упражнений, exercise для музыканта, используемый также для настройки инструмента. Бах доказал, что при определённой настройке музыка будет звучать одинаково хорошо в разных тональностях, и можно избежать впечатления расстроенности инструмента и диссонанса.
В классическом танце существует проверенный веками набор упражнений – классический exercise, который, выполняемый в определенном порядке изо дня в день, служит танцовщику также для «настройки инструмента» – его собственного тела. На основе экзерсиса классического танца появился экзерсис и в современных направлениях хореографии.
Из такого сближения смыслов родилась идея создания спектакля, посвященного этим двум exercise, которые, действительно, являются «профессиональной библией» и «хлебом насущным» для всех поколений музыкантов и танцовщиков. В след за великим композитором, проложившим путь к гармонии в музыке, мы решили поразмышлять о том, что ежедневный и привычный набор упражнений для танцовщика может стать – творчеством.